12 ноября в 22:06

«Мудрость печатного слова»

Выставка «Мудрость печатного слова» открылась в Котласском краеведческом музее в конце октября. Экспонаты прибыли к нам из фондов Сольвычегодского историко-художественного музея. Это не первый опыт сотрудничества двух музеев – Котласского и Сольвычегодского, и это всегда очень интересные выставки и ценные экспонаты. На этот раз Сольвычегодск предоставил 46 старинных книг XVII–XIX вв. В основном это старопечатные книги, но есть и рукописные. Основную часть экспозиции составляют церковные книги: это Евангелие, служебники, описания жития святых. Очень интересны нотированные богослужебные сборники XVIII века. На бумажных страничках мы видим ноты, выглядят они очень необычно. Дело в том, что это крюковые ноты. Знаменное (или крюковое письмо) возникло на Руси в XI-м – начале XII-го веков. Название своё получило от старославянского слова «знамя» («знак») и от слова «крюк», которым именовали один из основных знаков письма. Знаменное письмо использовалось для записи знаменного распева – основного древнерусского церковного пения. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева. Есть на выставке в Котласском музее и образцы гражданской печати. Например, Историческое описание Российской коммерции М. Д. Чулкова – русского писателя, этнографа и фольклориста, издателя, историка. Очень значительный экспонат на выставке – Соборное уложение – свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году. Памятник русского права. Соборное Уложение 1649 г. почти на два века стало руководящим законодательным актом для Руси. Кроме духовного наполнения богослужебные книги отличались особым внешним убранством: переплёт, художественное оформление страниц, дополнительная отделка в виде застёжек, ремешков, накладок и проч. Церковные книги печатались кириллицей – особым шрифтом, который по начертанию букв отличается от современных шрифтов. Кроме того, в XVII–XIX веках обрезы (торцовая часть книги) раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. Самые ранние примеры декоративного оформления книжных обрезов обычно представляли собой геральдические орнаменты из позолоты или других красок. Изображения, которые видны в зависимости от того, приоткрыта книга или плотно закрыта, начали появляться уже в середине XVII века. Тогда же художники обратились к полноценным пейзажам, научились наносить на книжные обрезы портреты и религиозные сюжеты. Расцвет этой декоративной техники пришелся на кон. XIX – нач. XX вв. Мы предлагаем вам это внимательно рассмотреть на выставке «Мудрость печатного слова». Выставка работает в Котласском краеведческом музее до 15 января 2021 года. Режим работы: Среда–воскресенье с 9.30 до 17.00, обед с 12.30 до 13.00 Группа посетителей – не более 8 человек, запись по предварительной заявке по телефону 8 (81837) 2-02-88. Вход – в перчатках и маске. Г. Котлас, ул. Виноградова, д. 22
Источник:
kotlas-city.ru

Комментарии:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.